Сейчас все дорого. Жить самостоятельно – дорого, иметь отношения – дорого, дом построить – дорого, лечиться – дорого, отдыхать – дорого, питаться без консервантов – дорого, носить качественную обувь – дорого, ездить на машине – дорого и так далее, список обширный, как сама жизнь. Все это понятно и критически осмысливается, но есть нюанс – очень уж сильно этого хочется, а без чего-то обойтись в принципе невозможно.
В одной из предыдущих статей мы уже касались философской дилеммы: «была ли раньше кока кола вкуснее?» Здесь вопрос похожий: «а было ли когда-то жить дёшево?» Ну вот чтобы захотел чего-то, дождался зарплаты и желание свое удовлетворил? Скорее нет, чем да. Ведь обещанного светлого будущего, где каждому по потребностям и от каждого по возможностям, с нами так и не случилось, увы. Как было 3000 лет назад, во дни мудрого царя Соломона, так есть и сейчас и об этом нам свидетельствуют его слова: «пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за всё отвечает серебро».
Причиной этих размышлений стало недавнее повышение цен на продукцию Coffee Embassy, как для горожан, так и для городских кафе, с которыми работает наша кондитерская. Происходит это не часто и не безосновательно, а когда происходит – всегда есть переживания, как это воспримут наши клиенты и наши гости? Но, судя по тому, что объемы производства не снижаются и даже наоборот увеличиваются – вы воспринимаете, за что вам большое спасибо.
Однако, как бы там ни было, объясниться все-таки нужно. И здесь не про оправдания, но скорее откровение одного Приличного Кондитера, влюбленного в свое дело.
Как в той знаменитой юмореске, если кто помнит: «мы здесь уже не первый месяц отдыхаем..», так и мы, почти 5 лет в индустрии. За это время приходилось, да и теперь приходится, отвечать на различные вызовы рынка, начиная от разнообразия форм и вкусов кондитерских изделий, до заказных тортов, индивидуальной упаковки, нарезки, заморозки и конечно же стоимости. Особо актуальным вопрос цен стал в 2021 году, в период активного выхода десертов Embassy на витрины Минска и других городов Беларуси. Да да, про Беларусь - это не фарс, но факт. Нам довелось засветиться на прилавках кофеен Бобруйска, Полоцка, Пинска, Бреста и Кобрина.
Хочешь не хочешь, а уровень покупательской способности в областных городах несколько ниже, чем в столице. Имея желание и дальше расширять пределы шатра своего, мы стали смотреть, где и в чем можно оптимизировать стоимость.
Признаться честно, все это было похоже на сцену из басни Крылова про мартышку и очки: «…вертит очками так и сяк: то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак…». Конечно, какие-то рубли удалось срезать, за счет клиентского самовывоза, но большой погоды они не сделали.
Препарировали операционные расходы. Разобрали и поняли, что работа профессиональной команды стоит денег, как ни крути. Однако, эти расходы оправданы и для наших клиентов это вот это: постоянный объем, беспрерывное производство, гарантия качества, новинки, клиентский сервис, доставка, порядок в документах, постоплата и другие удобства.
Окей, куда еще приложиться? Стали разбираться с так называемым фуд костом – стоимостью продуктов, проще говоря. Вот здесь и случилась с Кондитером главная моральная дилемма: масло или маргарин? Натуральные сливки или растительные? Любая сметана или конкретная, подходящая для наших кремов? Сгущенка или продукт сгущенный? Шоколад 68% или какой придется? И так далее. Сама по себе мысль о снижении качества входных продуктов вызывала тремор, ведь это не может не сказаться на вкусе. Никак.
Долгих размышлений здесь не было, ведь это все равно что убрать одно бревно из основания постройки – рано или поздно весь дом развалится.
Велик соблазн экономический, но сердце Кондитера не в цифрах, оно в моментах радости, создаваемых для друзей и клиентов. Потому имеем, что имеем, на том стоим и не можем иначе.
Сегодня на рынке достаточно производителей, у которых можно купить и заказать кондитерские изделия для продажи в своем кафе или кофейне. Заморозка или свежее, целые торты или штучное, дорогое или дешевое, с доставкой или без нее, отечественное или импортное, по-настоящему вкусное или ничем не выделяющееся. Много настолько, что иной раз приходится переживать муки выбора, вводя на витрину новые вкусы. Однако, если направляющим мотивом у вас будет искреннее желание угодить своим близким, друзьям или гостям – ваш выбор будет очевиден, ведь удовольствие от хорошего качества длится дольше, чем радость от низкой цены. И скорее всего, они отплатят вам взаимностью, в который раз заходя именно к вам и заказывая привычный «черный кофе и вот этот чудесный десерт Мураш, пожалуйста!»
Главные выводы, о которых хочется сказать в конце будут такими: коммунизм на земле не построить, хорошие вещи стоят денег, цены будут расти, политики будут изменять своим женам, кто-то уйдет с пляжа, кто-то новый придёт на его место, за зимой неизменно следует весна и пока жизнь вам не нравится – она проходит. Как показывает практика – нет ничего лучше для человека, чем быть счастливым и делать добро, пока он жив. Вот мы и делаем, насколько это возможно, стараясь оставаться со всеми в мире.
А если вы до сих пор думаете про натуральные, понятные, разнообразные и очень вкусные десерты для вашего заведения, то не мучьте себя — их есть у нас, добро пожаловать к столу!